Психологи рекомендуют менять место работы не менее одного раза в 5-7 лет. Специалисты, сменившие несколько мест работы и постоянно двигающиеся вверх по служебной лестнице, ценятся больше, чем те, кто просидел на одном месте без видимых достижений. Считается, что работник, проработавший достаточно долго на одном месте, ограничивает свой кругозор рамками одной сферы и меньше ценится работодателем.

Однако, поиски новой работы отнюдь не легкое занятие, трудоустройство всегда несет дополнительный стресс для находящегося в этом поиске. Помимо того, что нужно каждодневно просматривать не один десяток объявлений об открытых вакансиях, так еще нужно выделять много времени на поездки до работодателей. Но не это является самым страшным для будущего работника. Сильное стрессовое действие на него оказывает само собеседование с представителем работодателя: сотрудниками организации или кадрового агентства.

Вот несколько актуальных советов при поиске работы:

1. Узнайте больше информации о компании, куда идете на собеседование и вашей будущей должности. Расспросите подробнее менеджера, который с вами назначает собеседование, о таких нюансах как:

- сколько существует компания;
- какова примерная численность компании;
- основной вид деятельности компании;
- как точно называется должность, на которую вас рассматривают;
- ваши будущие обязанности;
- график работы;
- сумма вашей заработной платы и из чего она складывается (только оклад, оклад плюс проценты от заключенного контракта, оклад плюс какие-либо бонусы в конце каждого месяца, года и т.д.);
- сколько длится испытательный срок и будет ли меняться заработная плата на этот период (обычно на время испытательного срока заработная плата устанавливается ниже, чем вам было обещано);
- оформление по трудовой книжке или только по трудовому соглашению, и с какого периода заполняются эти документы (многие работодатели, не предупреждая сотрудника, оформляют трудовую книжку только после испытательного срока);
- предусмотрен ли какой-то социальный пакет в компании (сюда могут входить: медицинская страховка, предоставление дополнительных дней для отпуска, компенсация за посещение фитнесс-клуба и каких-либо других мероприятий, оплата обедов в офисе и т.д.).

Напоследок, узнайте название сайта компании и перед собеседованием обязательно просмотрите его. Обычно сайты уважающих себя компаний бывают достаточно информативными.

2. Заранее проигрывайте ситуации собеседования дома. Посадите напротив себя подругу (друга, мужа, маму) и постарайтесь воспроизвести будущую встречу с работодателем. Во-первых, вы сможете выстроить саму структуру собеседования, заранее продумав, какие вопросы, основываясь на ваше резюме, может задать работодатель. Увидите свои пробелы в возможных ответах и сможете более детально их обдумать. Лучше, если вопросы и нужные ответы на них вы будете записывать на отдельном листе, для возможности их заучить. Заучивание ответов позволит вам в ситуации растерянности на собеседовании ответить заранее заготовленным шаблоном. И помните, что ответы должны быть лаконичными, чтобы работодатель не устал от ваших длительных рассказов, без лишнего ухода от вопроса и полными, в этом случае, у него будет меньше необходимости задавать вам дополнительные вопросы. Таким образом, ваше собеседование должно стать коротким по времени и продуктивным.

3. Старайтесь заранее готовиться к собеседованию:

- продумайте свой гардероб (лучше придерживаться делового стиля) и подготовьте его;
- возьмите копию своего резюме;
- приготовьте документы или их копии об образовании, трудовой деятельности, сложите все это в отдельную, специально подготовленную папку;
- обзвоните своих бывших руководителей или коллег и спросите разрешения дать их имена и телефонные номера в качестве получения рекомендаций для будущего работодателя.

Аккуратный внешний вид и подготовленность к собеседованию у работодателя вызовет только положительные эмоции. Помните, очень важно первое впечатление, которое вы должны произвести на работодателя, оно будет являться ведущим при выборе вашей кандидатуры.

4. Не забудьте расспросить работодателя по телефону о подробном адресе офиса, где будет проходить собеседование. И перед тем, как ехать, просмотрите карту, иначе, вы сможете заблудиться и опоздать на собеседование, что не поощряется никаким работодателем. И сам факт опоздания может испортить ваше настроение, на собеседовании вы будете выглядеть немного «взвинченной» в глазах работодателя.

5. Улыбайтесь. Улыбка может показать ваш позитивный настрой к будущей работе и сможет расположить к вам работодателя. Согласитесь, приятнее общаться с улыбчивом человеком, чем с чересчур серьезным. Но границы, конечно же, переходить не нужно. Беспричинный смех, хихиканье может сказать работодателю о вашем легкомыслии, что не сыграет в вашу пользу. Разумно будет широко улыбнуться при знакомстве с работодателем, и после собеседования в момент прощания.

6. Не воспринимайте отказ работодателя как личную трагедию. Не нужно надеяться только на одного работодателя, ищите новые вакансии, постоянно ходите на собеседования и не отчаивайтесь, откажут в одном месте, в другом обязательно примут на работу. Желательно, при отказе уточнить у работодателя, по каким причинам вы ему не подошли, и если устранение этих причин в ваших силах, то постарайтесь в будущем не допускать аналогичных ошибок. Каждое собеседование следует воспринимать как урок, который учит вас чему-то новому и на шаг приближает к заветной цели – устроиться на хорошую работу.

Если будете учитывать все выше перечисленные советы, то стресс при проведении собеседования удастся снизить до минимума. Работу вы обязательно найдете, а силы свои поберегите, они вам еще понадобятся при адаптации в новом коллективе.

Ольга БЛАГОРОДНОВА