Что случилось?

Департамент транспорта Москвы заявил, что со 2 декабря платная парковка в центре столицы подорожает. За возможность припарковать машину придется отдать 50 рублей за первые полчаса и по 200 рублей за каждый следующий час. Нововведение будет действовать круглосуточно на 133 улицах, еще на 723 улицах тариф также повысится, хотя и не столь значительно. Например, в зоне Бульварного кольца с 8 утра до 8 вечера можно будет припарковаться за 50 рублей за первые полчаса, 150 нужно будет отдать за первый час и 80 — за все последующие. В пределах Третьего транспортного кольца парковка подорожает на 20 рублей — водителям придется отдавать по 60 рублей круглосуточно.

В дептрансе столицы считают, что изменение тарифов было необходимо городу — это поможет разгрузить дороги Москвы и позволит москвичам быстрее добираться из точки А в точку Б, а водителям — не наматывать круги по самым загруженным улицам в поисках места для парковки, создавая так называемый «блуждающий трафик». Кроме того, в департаменте надеются, что повышение тарифов сработает на снижение нарушений правил: паркуясь, водители перестанут заклеивать номера своих авто, чтобы избежать штрафа.

На первый взгляд эти заявления звучат как сплошная польза: разве не лучше, если водитель, собираясь поехать в центр, отправится туда на метро или такси? И свое время сэкономит, и экологию сохранит (пешеходы только спасибо скажут), и плюсик в карму заработает — от жителей домов в центре, чьи дворы в будние дни напоминают одну огромную автостоянку. Система дифференциации тарифов уже много лет успешно работает во многих мегаполисах мира — в Лондоне, Нью-Йорке. Но готовы ли жители Москвы к таким переменам?

Что думают об этом водители и пешеходы

В июне 2016 года телеведущая Ксения Собчак со страниц журнала «Сноб» предложила московским властям рассмотреть введение платного въезда в центр города, а также увеличение налогов на личные автомобили.

«По-моему, не следует ограничиваться платным въездом в центр и ограничениями парковки, а ввести жесткое налогообложение личного транспорта в пределах мегаполиса, — написала Собчак в своей колонке. — Москва по своим параметрам сравнима с главными мегаполисами мира, и наш единственный способ выжить — это сделать так, чтобы личный автомобиль превратился в очень неудобный и дорогой вид транспорта. Любыми способами надо было сделать так, чтобы идея доехать из Химок в центр на собственной машине была задушена на корню. Первые шаги Собянина в этом направлении принесли немедленный результат: пробки слегка поредели, четырехчасовые транспортные коллапсы в утренний и вечерний час пик ушли в прошлое».

Другие звездные водители с такой позицией согласны, но с оговорками: они считают введение платных парковок делом если не полезным, то точно не вредным, однако отмечают, что необходимо увеличить количество парковочных мест в центре города.

Вика Дайнеко, певица, водитель:

«В центре большая проблема с парковочными местами, их очень мало и они всегда заняты — это факт. И если приезжаешь ненадолго, то можно и заплатить 200 рублей, главное, чтобы было, где поставить машину. Что касается высокой стоимости, то на Охотном ряду подземная парковка уже давно стоит именно 200 рублей в час — и это единственная возможность припарковаться без проблем в том районе. В Лондоне, например, в Сохо, парковка стоит 5 фунтов, и вообще там гораздо дешевле передвигаться на такси, да и у нас сейчас примерно такая же ситуация».

Владимир Яглыч, актер, водитель:

«Я считаю так: если водитель может себе позволить припарковать автомобиль за 200 рублей в час — пусть паркует, если не может — пусть пересаживается на общественный транспорт или паркует машину за несколько километров до нужной ему точки, но дешевле. Во всем мире парковочные тарифы работают именно так: например, в Сан-Диего есть модный квартал Газлэмп, ты можешь приехать туда и припарковать машину за четыре квартала от него и прогуляться, парковка будет стоить 3 доллара в час, а можешь подъехать прямо к нужному тебе ресторану и оставить машину за 20 долларов в час. Но здесь есть нюанс: если уж я плачу за парковку большие деньги, для меня должны быть созданы условия. То есть я приехал в центр Москвы и поставил машину именно там, где мне нужно. Пока, мне кажется, этих условий в столице нет — загружены надземные парковки, почти нет подземных, машины бизнес-класса стоимостью в несколько миллионов стоят с заклеенными номерами. Пока не будут решены эти вопросы, никакое повышение тарифов разгрузить город не поможет».

Михаил Рольник, сценарист, колумнист Passion.ru, пешеход:

«Мне кажется, это очередная стрижка овец. Водители по-прежнему будут идти на разные ухищрения, заклеивать и замазывать номера, парковаться, где удобно — не потому, что они беспредельщики, просто условия такие. Когда город для всего чего угодно, только не для людей. Пешеходам тоже особо не полегчает. Я пешеход, знаю, о чем говорю — парковки передвижению людей практически не мешают. Мешает бесконечная стройка везде, перекладывание плитки с больной на здоровую и наоборот, и по новой. Вот это мешает. Чей-то непрекращающийся бизнес».

Алла Довлатова, ведущая вечернего шоу на «Русском радио», водитель:

«Вот вы мне сейчас звонили, а я не взяла трубку — потому что парковалась! В неположенном месте, потому что в положенном все было забито. Теперь каждые две минуты выбегаю посмотреть, не увез ли авто эвакуатор. Я считаю, что можно хоть по 500 рублей в час сделать парковку — если эти деньги пойдут на нужное дело: на обустройство подземных парковок. Я не понимаю, почему надо было менять плитку все лето, замучить всех водителей и пешеходов Москвы, вместо того чтобы сделать подземные парковки, как во Франции или Италии, где тоже и старый жилой фонд, и узкие улочки в центре. То есть я не против повышения тарифа, но с условием, что мне, автовладельцу, дадут возможность парковать машину на благоустроенной подземной парковке».